Когда с земляком повезло. В Перми начался Дягилевский фестиваль.

В Перми открылся Дягилевский фестиваль. В течение 10 дней зрители смогут посетить симфонические и камерные концерты, увидеть постановки классической и альтернативной музыки. В программе – серия экспериментальных театральных и пластических перформансов, среди них две мировые премьеры. Business Class вспоминает историю фестиваля.Почему Дягилевский?Многим известно, что Сергей Дягилев – выдающийся антрепренер и импресарио. Но не все знают, что детство Дягилева проходило в Перми, он жил здесь вплоть до окончания гимназии. Сергей рос и воспитывался в образованной семье: отец был потомственным дворянином, дядя, будучи меценатом, основал музыкальный кружок. Окончив гимназию, Сергей Дягилев продолжил учиться в Санкт-Петербурге, где еще больше увлекся искусством, затем часто бывал в Париже. Именно эта тройка: Пермь – Петербург – Париж стала основой мировой славы Сергея Дягилева.«Дягилевские чтения»: все вокруг науки.История Дягилевского фестиваля началась еще в 1987-м: это был год первых «Дягилевских чтений» и 115-я годовщина со дня рождения Дягилева. Историк искусства Евгения Егорова пригласила в Пермь представителей рода Дягилевых, составила программу чтений и позвала ученых для выступления в рамках мероприятия. Тогда в Пермской художественной галерее прошли первая в России выставка и научная конференция, посвященные Сергею Дягилеву, а в театре оперы и балета состоялась концертно-театральная программа. В 1989 году «Дягилевские чтения» были посвящены юбилею «Русских сезонов» в Париже – в программу добавили первый Всероссийский фестиваль одноактных балетов, по телемосту «Пермь – Париж» транслировался вечер «Памяти Дягилева». Третьи «Дягилевские дни» состоялись в 1993 году. Главным пунктом в программах фестивалей тех лет также были научные чтения.Молодой фестиваль: дань истории.Свое название и современную концепцию Дягилевский фестиваль получил в 2003 году. В год 130-летия Сергея Дягилева в Перми на протяжении 14 месяцев проходили выставки, конкурсы артистов балета и театральные премьеры, а главное – было объявлено проведение первого Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» под руководством Георгия Исаакяна.Дягилевские сезоны строились на историческом фундаменте: в программе были спектакли из репертуара «Русского балета» Дягилева и так называемые «классические» постановки, но не обходилось и без современности. Так, на первых «Дягилевских сезонах» мир впервые увидел оперу «Лолита», и с каждым годом афиша фестиваля становилась все более насыщенной.В 2007 году в рамках Дягилевского фестиваля произошло торжественное открытие памятника Дягилеву скульптора Эрнста Неизвестного. Фестиваль размахнулся на 10 площадок, собрал участников из 13 стран и 12 тысяч зрителей (это 12 полных залов Пермского театра оперы и балета). В 2009 году главным событием фестиваля стала мировая премьера оперы по повести Александра Солженицына на музыку Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича». Фестиваль синтезировал в себе историзм и современность, культурные «истоки» и открытия, и это отражалось даже в постановках. Пермская культурная революция уже не витала в воздухе, а была частью жизни Перми.Расширение границ.В 2011 году на должность художественного руководителя Пермского театра оперы и балета был приглашен Теодор Курентзис – началась новая эпоха. К этому моменту фестиваль уже имел свою историю и традиции; он включал в себя научные конференции, выставки, оперные и балетные постановки, соединяющие современность и времена «Русских сезонов» Дягилева.Постепенно Дягилевский фестиваль начинает активно захватывать городскую среду: перформанс во Дворце спорта «Орленок», открытие и использование частной филармонии «Триумф», были задействованы Дворец культуры имени А.Г. Солдатова, Завод Шпагина, Органный зал филармонии и Художественная галерея.Фестиваль при Курентзисе европеизировался, стал масштабнее не только в рамках города, но и в рамках целого мира. Было приглашено большое количество иностранных артистов, показаны мировые премьеры и постановки зарубежных режиссеров. Дягилевский фестиваль по своей сути отказался от пропаганды русского искусства и сфокусировался на мировом культурном пространстве. «Пермь, российская провинция, стала державой в мировой культуре», – сказал Теодор Курентзис в одном из своих интервью.Последние 11 лет Дягилевских фестивалей были связаны с большими оперными спектаклями – «Травиата» Роберта Уилсона, проект с Ромео Кастеллуччи и многое другое. Несмотря на все волнения 2019 года, связанные с уходом Курентзиса, он остался художественным руководителем Дягилевского фестиваля, хоть и покинул пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Сейчас фестиваль стал еще и светским мероприятием – билеты на самые значимые события раскупаются за пару часов. Со всей России прилетают деятели культуры, критики, бизнесмены (можно вспомнить хотя бы Романа Абрамовича) и туристы, чтобы попасть на мероприятия фестиваля. В этом году была открыта предпродажа билетов для владельцев подписки «Яндекс Плюс». Весь этот ажиотаж достаточно легко объясним, в том числе и сейчас. В программе фестиваля 2022 года – выступление Теодора Курентзиса с оркестром MusicAeterna на открытии и закрытии, премьера постановки мистерии De temporum fine comoedia Карла Орфа, серия экспериментальных театральных и пластических перформансов, среди которых премьера музыкального спектакля Кати Бочавар «Территория Гамлет» и первый показ новой работы Анны Гарафеевой «Дыхание».

Контейнер виджетаСкопировать код Вставьте этот код в элемент body в том месте, где хотите показывать виджет:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.