Тонны футболок, килограммы джинсов. Как живут пермские секонд-хенды в эпоху кризиса

В Перми за три года на 27% сократилось число секонд-хендов – с 64 до 47, а число комиссионных магазинов, наоборот, выросло на 60% (плюс 53 точки). Данные по запросу Business Class предоставил 2ГИС. Прямая зависимость от курса валюты не позволяет секонд-хендам удерживать прежний уровень: приходится поднимать цены либо снижать качество продукции. Потенциальные клиенты живут в режиме жесткой экономии и к покупкам одежды относятся более чем осознанно, поэтому спрос падает.Курс диктует.Закрывались магазины не только в 2020 году, а на протяжении всего трехлетнего периода. Участники рынка объясняют ситуацию отличиями форматов. Комиссионные магазины принимают одежду под комиссию, а затем продают ее и сразу получают выручку, а человек, который сдал вещь – деньги. Собственники секонд-хендов закупают вещи, как правило, за границей и сразу их оплачивают. Поэтому по ним больно ударил скачок курса евро – еще до пандемии. Тенденция к медленному росту цен на товары в Пермском крае сохраняется. В феврале 2021 года, по данным Пермьстата, индекс непродовольственных товаров увеличился на 1,1%, продовольственных – на 2,3%. Оборот розничной торговли в январе-феврале 2021 года составил 93,2 млрд рублей, что на 6,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.Исследовательский холдинг Romir подсчитал, что недельный чек (средняя стоимость одной покупки) россиян в период с 15 по 21 марта сократился до 602 рублей. Это на 4,3% меньше, чем неделей ранее.«Вся одежда из секонд-хендов приобретается по курсу евро. Еще в феврале 2020 года он был на уровне 71-72 рубля, а стал 90 рублей и выше. Кроме того, выросли цены на бензин, простои на таможне – это тоже затраты. Многие не выдержали и закрылись», – говорят представители единой сети секонд-хендов «ЕвроМода», «Брендомания» и «БестХенд».С этим утверждением соглашается и Надежда Зюлева, владелица секонд-хенда «Град одежды» в Зюкайке. «Еще перед пандемией курс евро взлетел на 30%, просто об этом все сейчас забыли из-за коронавируса. Тяжелое положение магазинов связывают с ростом заболеваемости, но тенденция к спаду наметилась раньше. В прошлом году ситуация просто усугубилась, – считает Надежда Зюлева. – Мы видим это по сократившимся объемам продаж: если раньше брали в среднем пакетом по 10 кг, то сейчас гораздо меньше. Товар есть, но у людей нет денег, они не могут позволить себе взять такое же количество вещей, как раньше». Секонд-хенд в Зюкайке завоевал популярность в прошлые годы. Раньше туда ездили из городов края и даже из соседних регионов в шоп-туры. Любители модных вещей искали там люксовые брендовые вещи с огромными скидками. По словам владелицы, сейчас спрос значительно ниже. В компании «Уралтекстимпорт», занимающейся оптовой продажей вещей секонд-хенд, помимо глобальных экономических проблем отмечают и локальные: «В Перми тенденция на снижение оффлайновых магазинов связана еще и с ростом затрат на аренду помещений и заработную плату работникам. В регионе магазины не закрываются, поскольку расходы ниже».Кроме того, выросла стоимость «растаможки» товаров секонд-хенд. Сейчас таможенные пошлины на нее составляют 20% (10% для детской одежды) от таможенной стоимости тонны товара, включая налог на добавленную стоимость.По оценке владельцев единой сети секонд-хендов «ЕвроМода», «Брендомания» и «БестХенд», в прошлом году продажи упали на 40-50%. «В начале пандемии люди совсем перестали ходить, а потом мы закрылись из-за введенных ограничений. Сейчас магазины открыты, но гости все равно приходят секонд-хенды намного реже, – делятся представители сети. – Мы, конечно, надеемся на рост посещаемости в будущем, но опыт показывает, что популярность секонд-хендов с каждым годом падает».

Контейнер виджетаСкопировать код Вставьте этот код в элемент body в том месте, где хотите показывать виджет:

Хорошего не ждут. Дилеры прогнозируют стабильный рост цен на автомобили до конца года.Непрекращающийся рост затрат вынуждает владельцев секонд-хендов поднимать цены. Их пытаются сдерживать, но поскольку стоимость одежды напрямую зависит от курса валют, ценник подрос на 20-30%. В прошлом году были закрыты границы с европейскими странами, откуда чаще поставляют товары секонд-хенд (Великобритания, Германия, Голландия, скандинавские государства). По словам предпринимателей, критично на объеме товаров на полках это не сказалось. Имеющиеся у поставщиков запасы смогли перекрыть спрос. Также в это время магазины затевали распродажи старых вещей. Некоторые секонд-хенды во время пандемии перешли в онлайн-продажи. Это позволило «закрыть» затраты на аренду и зарплату сотрудникам. С одной стороны, владельцы говорят о том, что люди готовы покупать вещи б/у через интернет; с другой – что формат еще не созрел для этого. «Не все клиенты готовы к такому шоппингу, для многих важно посмотреть вещь «вживую», потрогать ее», – утверждают в единой сети секонд-хендов «ЕвроМода», «Брендомания» и «БестХенд».В секонд-хендах замечен «большой разброс покупателей – от очень обеспеченных до тех, кто может позволить себе вещи буквально за 5-10 рублей», говорит Надежда Зюлева. Но конечно подавляющее большинство покупателей одежды секонд-хенд – люди с маленьким заработком, которые стараются экономить. Есть среди покупателей и те, кто осознанно приобретает б/у вещи из-за жизненной позиции – считая такой подход более экологичным и осознанным. Но это пока скорее единичные истории. А что с комиссионными?Комиссионные магазины в отличие от секонд-хендов показывают уверенный рост. Если на начало 2018 года в городе их насчитывалось 88, то на начало 2021 года – уже 141. В «Уралтекстимпорт» предполагают, что увеличение числа комиссионок связано с двумя факторами: «У людей накопилась в шкафах старая одежда. Одновременно из-за снижения покупательской способности и зарплаты потребители более тщательно выбирают новую одежду, ищут дешевые варианты».Оксана Лешко, управляющая благотворительным проектом «Добрый сундук», говорит, что спрос в комиссионных магазинах упал не так сильно, как в секонд-хендах, – примерно на 10%. «Мы, например, снизили цены, поэтому покупать стали больше вещей. Средний чек сейчас составляет около 300 рублей, на этом уровне он держится последние годы», – объясняет г-жа Лешко. «Добрый сундук» распродает только 25% вещей, которые им отдают пермяки. Остальная часть отправляется нуждающимся – малоимущим и людям в тяжелой жизненной ситуации. Совсем непригодные для дальнейшего использования вещи идут на переработку. Сдать вещи можно в специально установленные контейнеры, их в Перми 18 штук.