Пьяный бунт: в Перми вспоминают ноябрьские погромы 1917 года

«1917-й на страницах пермских газет». Проект краеведческого музея возобновил свою работу после летнего перерыва. Его авторы каждый день рассказывают о событиях столетней давности в Прикамье. Так, осенью 1917 года по Пермской губернии прокатилась волна погромов. Алкогольные реки и хлебные берега — в репортаже Юлии Зыковой.

Разбитые витрины, сломанные двери. Так в краеведческом музее обозначили события, которые произошли осенью 1917-го года в нескольких городах Пермской губернии. В самой Перми беспорядки начались в первых числах ноября. Толпа солдат местного гарнизона опустошила один из крупных пивных складов, не встретив сопротивления со стороны охраны. И — что называется — понеслось. К военным присоединились гражданские, среди них было немало женщин.

Юлия Зыкова, корреспондент ТСН:

Контейнер виджетаСкопировать код Вставьте этот код в элемент body в том месте, где хотите показывать виджет:

— В основном пострадали те магазины, которые находились на центральных улицах города. Например, на улице Сибирской не осталось практически ни одного не разграбленного торгового заведения. Уцелели только те здания, где были металлические двери и шторы.

Географию погрома можно проследить и по виртуальной реконструкции старой Перми. К примеру, на Сибирской пострадало здание пивного завода Ижевского товарищества. Погромщики выносили оттуда алкоголь ведрами, чайниками, котелками. На улицах Торговой и Красноуфимской — сейчас Советской и Куйбышева — грабили продуктовые лавки, били стекла в домах, забирали все, что попадется под руку. Были добровольцы, которые пытались остановить вакханалию. Выливали спирт в канализацию.

Петр Неплюев, научный сотрудник отдела истории Пермского краеведческого музея:

— Сливали в канализационные трубы. Но причем тут же бунтующие разбирали эти трубы и прямо из канализационных труб выпивали. И милиция с этим бунтом не справлялась. Привлекались дружинники, очень много было студентов, которые желали как-то это все остановить. И несколько человек погибло. Также известно, что в числе жертв был один из владельцев магазина, который умер от разрыва сердца.

Как рассказывают специалисты краеведческого музея, пьяный бунт — это показатель общественных настроений того времени. Погромы прокатились по многим городам страны. Их последствия были куда более разрушительными, чем в Прикамье. Пермяки тоже испытывали трудности с продовольствием. В обиход вошло слово «хвосты» — или очереди. Действовал «сухой закон». Но подпольные изготовители спиртного не дремали. В политике — никакой стабильности. ГосДума распущена. В итоге — атмосфера безвластия и анархии.

Петр Неплюев, научный сотрудник отдела истории Пермского краеведческого музея:

— Ну и кроме того общая усталость, общая апатия. Государство, правительство Керенского — Временное правительство не справлялось. И после того, как большевики после Октябрьской революции приходят к власти, в народе это не воспринималось как строительство нового государства, которое просуществует десятилетия. Это воспринималось, как очередной скорее всего переворот.

Юлия Зыкова, Валерий Шикунов, Телевизионная служба новостей