В Перми открылась выставка «Индустриальный пейзаж»

Возведение предприятий-гигантов — в живописи и прессе 80-летней давности. В Перми открыли выставку «Лексика индустриального пейзажа». Здесь показывают картины пермских мастеров, а также — номера уникального иллюстрированного журнала «СССР на стройке». Некоторые его выпуски были посвящены Прикамью. 

Индустриализация. План. Пятилетка. Понятия родом из 20-х и 30-х годов прошлого века. Когда страна превратилась в большую стройку. Возведение заводов-гигантов требовало столь же гигантских усилий и человеческих жертв. Облик страны и сознание людей — менялись. Эти перемены запечатлели художники и фотокорреспонденты тех лет. Визуальные приметы эпохи показаны на выставке «Лексика индустриального пейзажа». Это совместная работа горьковской библиотеки и художественной галереи.

Игорь Мартынов, кандидат искусствоведения, куратор выставки:

Контейнер виджетаСкопировать код Вставьте этот код в элемент body в том месте, где хотите показывать виджет:

— Мы сумели найти такое издание в горьковской библиотеке — журнал «СССР на стройке». Он на своем визуальном языке описывает те процессы, которые происходили в 30-х годах. Именно оттуда берет свое начало индустриальный пейзаж. Сам термин. Индустриальная идеология. Индустриальное пространство.

Журнал «СССР на стройке» издавался огромными тиражами. Был переведен на несколько европейских языков. Его читали Герберт Уэллс и Бернард Шоу. Задачей журналистов и фотографов было отражать перемены и формировать мировоззрение читателей. В творческом арсенале — приемы фотомонтажа, краткие ёмкие тексты.

Эта цитата из номера о Березниках и Соликамске. О разработке месторождения калийно-магниевых солей, строительстве химического комбината. Перемены фотограф показывает на контрасте: старинные соляные варницы и храмы в сочетании с промышленными объектами. А этот номер посвящен ударнику Магнитостроя Виктору Калмыкову. Портрет которого облетел полмира. Неграмотный парень из деревни стал уважаемым строителем. Получил орден Трудового Красного знамени.

Юлия Зыкова, корреспондент ТСН:

— Правда, продолжение этой истории успеха — печальное. И в журнал, естественно, не вошло. В 37-м Виктор Калмыков был репрессирован. Его арестовали, а затем расстреляли. Его имя было реабилитировано уже в 50-е.

Игорь Мартынов, кандидат искусствоведения, куратор выставки:

— И здесь же на выставке мы показываем материалы, связанные с теми стройками, в реализации которых тоже на территории Пермского края принимали участие заключенные. И участники так называемой трудовой армии. Это немцы Поволжья, которые не имели возможности быть призванными в армию, участвовать в Великой Отечественной войне. И которых переселили сюда, чтобы строить допустим Широковскую ГЭС.

В 60-е и 70-е годы индустриальный пейзаж как жанр поддерживался государством. Для художников организовывали пленэры на территории крупных предприятий. И на выставке в горьковской библиотеке исторические документы показаны в обрамлении картин лучших прикамских мастеров 20 века.

Юлия Зыкова, Александр Худяков, Телевизионная служба новостей