В Перми открылась выставка скандально известного художника Элия Билютина

Эмоциональная живопись. В Перми впервые открыли экспозицию, где можно увидеть картины скандально известного художника Элия Билютина. В середине прошлого века он был одним из лидеров неофициального советского искусства. Именно ему и его ученикам Никита Хрущев устроил знаменитый разнос на выставке в московском Манеже.

Эти картины словно приглашают к игре в ассоциации. Каждый увидит что-то своё. Или не увидит ничего. Автор этих работ Элий Билютин — известный художник и педагог 2 половины 20 века. В 50-е он руководил в Москве собственной студией под названием «Новая реальность». Своим воспитанникам предлагал изображать не людей, предметы и явления, а мысли и эмоции, которые те вызывают. Так достигается внутреннее раскрепощение, высвобождается творческая энергия — считал Билютин.

Контейнер виджетаСкопировать код Вставьте этот код в элемент body в том месте, где хотите показывать виджет:

Владимир БЕРЕСНЕВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ НОВЕЙШИХ ТЕЧЕНИЙ ПЕРМСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ:

— И попытка выделить вот эту красоту, или грусть, или гнев в чистом виде — вот это как раз показано в работах Билютина. Его школа просуществовала почти полвека. С пятидесятых годов 20 века по начало нулевых 21-го.

Студия «Новая реальность» в советские времена в равной степени вызывала и интерес и раздражение. В 62-м году разразился скандал, который вошел в историю. Тогда в московском Манеже была устроена большая экспозиция. Часть площадей занимали работы Элия Билютина и его учеников. Все было спокойно до тех пор, пока на выставке ни появился Никита Хрущев. Поначалу художники встретили главу СССР аплодисментами.

Элий БИЛЮТИН, ХУДОЖНИК, ПЕДАГОГ, ТЕОРЕТИК ИСКУССТВА:

— Для нас Хрущев, несмотря на все, что происходило, мы же понимали, что он в какой-то мере прогрессист. А кроме того мы надеялись на лучшее. Два гроша надежды мы же все-таки имели.

Хрущеву «Новая реальность» пришлась не по вкусу, он устроил художникам настоящий разнос, не поскупившись на оскорбления. Все экспериментальные работы с выставки были сняты. Но творческий андеграунд продолжал жить. Более того, Элий Билютин разработал собственную теорию — «всеобщей контактности». Ее суть подробно изложили на выставке в художественной галерее. Здесь картины, которые передала в дар Перми вдова художника.

Владимир БЕРЕСНЕВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ НОВЕЙШИХ ТЕЧЕНИЙ ПЕРМСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ:

— Это работы из фондов галереи. Которые не видел никто из пермских зрителей. Поскольку они были в состоянии, не позволяющих их экспонировать.

Средства на реставрацию пожертвовали горожане. Экспозицию назвали «Контакт». Она будет работать до 5 мая.

Юлия Зыкова, Михаил Осетров, Телевизионная служба новостей