Смертельные игры. «Группы смерти» в соцсетях готовят подростков к суициду

«Беги или умри». Предупреждение об опасной игре с таким названием массово распространяется сейчас в сети интернет по всей России, включая Пермь. Якобы по ее условиям подростки должны успеть пробежать перед движущейся машиной как можно ближе. Полицейские информацию пока не подтверждают. Но можно предположить, что если игра реально существует, то это явление того же порядка, что и так называемые «группы самоубийц» в социальных сетях.

Юлия Базанова, бывший работник следственного комитета:

— Два молодых человека пожаловались друг другу на жизнь, а именно на неразделенную любовь и, списавшись по «аське», в электронной почте договорились повеситься. И повесились.

Эта страшная история, связанная с гибелью двух подростков, произошла в Перми несколько лет назад. Уже тогда детский суицид, совершенный, что называется, «по договоренности» с интернет-собеседниками, начал приобретать масштабы эпидемии. В сети появились своеобразные «клубы самоубийц» — группы, подталкивающие молодых людей к суициду.

Екатерина:

— «Без пятнадцати восемь» вроде бы, и еще одна была «Голд блэйд» как-то так она называется. Я состояла в этой группе. Много игр таких производится, чтобы ребенок просто умер от всего этого.

Контейнер виджетаСкопировать код Вставьте этот код в элемент body в том месте, где хотите показывать виджет:

Суть смертельной забавы в том, что некий «гуру», назовем его так, дает членам группы задания, связанные с риском для жизни. Повисеть на краю крыши, перебежать дорогу перед идущим транспортом, перерезать вены. Фотоотчет — выложить в сеть. Такой смертельный квест длится 50 дней. Во время выполнения любого из трюков подросток рискует погибнуть. Финальное задание — суицид. Почему же дети «клюют» на это?

Николай Стрелков, психотерапевт:

— Для какой-то части ребят это есть некая игра. Игра с риском, игра в такое своеобразное приключение, где он может походить по грани, почувствовать тот самый адреналин, показать себя перед сверстниками, что он может, что он преодолел, что он оказался сильнее, чем другие, удачливые, чем другие.

Бороться с явлением сложно: группы — закрытые, и соблюдают меры конспирации. Однако правоохранителям удается вычислить их организаторов. Так, в ноябре минувшего года ими был задержан некто Филипп Лис — администратор одной из «групп смерти». По словам психологов, «гуру суицидов» — сами люди психически ущербные, им нравится осознавать себя вершителями судеб. По словам юристов, подобные действия могут быть квалифицированы по статье «Убийство».

Юлия Базанов, бывший работник следственного комитета:

— Ну тут уже надо говорить не о самоубийстве, а об убийстве, для того, который вовлекает-то. Он ведь знает, чем это закончится. Просто получается, что он не своими руками это убийство совершает.

Пора взросления — психологически очень непростая пора. Подростки эмоционально неустойчивы и склонны к драматизации. В подобные группы они вступают, чтобы избавиться от чувства одиночества, заслужить одобрение и поднять самооценку. Даже ценой собственной жизни. Как родителям узнать, что беда близка? Совет специалистов один: следить за виртуальной и реальной жизнью ребенка. Почаще заходить на его страницы в социальных сетях. Не состоит ли чадо в сообществах, в названиях которых обыгрываются фразы типа «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Тихийдом»? Не использует ли ребенок хэштеги типа домкитов, млечныйпуть, 150звёзд, хочувигру? И совсем уж страшно, если на стене аккаунта появляются убывающие цифры. Это — обратный отсчет.

Николай Стрелков:

— У подростка, да и у взрослого человека, когда он решил покончить с собой, меняется поведение. В каком плане? Если раньше он был грустный, депрессивный, весь загруженный, а тут раз, он принял решение, и ему стало легче. Ему стало легче, и он стал проще, улыбчивее, он комфортнее как будто бы себя чувствует, у многих может наступить облегчение, а это его облегчение связано именно с тем, что он просто нашел наконец решение и решил сделать этот шаг.

Разговоры о загробном мире, стремление подростка раздаривать окружающим свои вещи, — тоже тревожный звонок. По словам психологов, лучшая профилактика детского суицида, как это ни банально, — стабильные, доверительные отношения в семье. Ведь как сказал герой одной популярной киноленты, «Счастье — это когда тебя понимают».

Елена Еговцева, Александр Худяков, Телевизионная служба новостей