ФАС России выступила против увеличения акцизов на топливо

С 1 апреля Минфин планирует повысить акцизы на бензин и дизельное топливо. Таким образом чиновники надеются привлечь дополнительные доходы в бюджет в размере 89,3 млрд рублей. Однако против такой инициативы выступает не только экспертное сообщество, но и представители ФАС России, которые отмечают негативные последствия данного решения.

Согласно предложению министерства, с 1 апреля планируется увеличить акцизы на бензин различных марок, а также дизельное топливо и керосин. При этом цена на литр бензина повысится в среднем на 2 рубля, что станет очередным ударом по кошельку автомобилистов и будет способствовать росту цен на продовольственные товары.

Инициатива Минфина пока не получила одобрения правительства и антимонопольного органа. В свою очередь, начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России, экс-руководитель Пермского УФАС Дмитрий Махонин полагает, что повышение акцизов приведет к уменьшению потребления топлива и, как следствие, уменьшению собираемости налогов.

Эксперт подчеркивает, что цена на нефть составляет лишь 10% от стоимости бензина, а на налоговую составляющую приходится более 60%. При этом с 1 января акцизы на топливо уже увеличились на 30-40%.

«Мы должны также понимать: добьются ли инициаторы введения изменений в налоговый кодекс желаемого результата — большой вопрос. Мы уже констатируем снижение потребления автомобильного топлива в Российской Федерации. И с увеличением его стоимости, конечно же, при сегодняшней экономической ситуации замедление потребления будет также происходить. Это означает, что в абсолютных числах собираемость налога может быть снижена. Поэтому об этом надо также подумать. Когда спрашивают наше мнение, мы говорим, что против чрезмерного увеличения налоговой нагрузки на сферу ТЭК», — сообщил Дмитрий Махонин «Эху Перми».

Похожего мнения придерживается аналитик группы компаний «ФИНАМ» Алексей Калачев. По его словам, в условиях кризиса повышение акцизов приведет к росту цен и снижению реальных доходов населения. «С учетом снижения реальных доходов и покупательской способности населения это ударит по экономике со стороны снижения потребительского спроса и усилит ее замедление», — считает эксперт. Алексей Калачев отмечает, что для стимулирования экономики, напротив, необходимо снижение налогов и акцизов.

Против повышения акцизов выступил автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. В эфире радиостанции «Коммерсантъ FM» он подчеркнул, что при введении нового акциза стоимость бензина может вырасти сразу на 4 рубля. «Бензин, который сегодня на заправках, был куплен еще в прошлом году. С марта и так цена вырастет рубля на 2, потому что тот бензин, который закупался в январе, уже станет дороже. Если ввести новый акциз, то за три месяца цена вырастет рубля на 4», — пояснил Моржаретто.

Политолог Алексей Мухин также раскритиковал предложение Минфина. Эксперт отмечает, что повышение акцизов не решит проблему наполняемости бюджета, а лишь усугубит проблему контрафактного топлива. «Стратегически убытков от этой инициативы гораздо больше, чем от этих несчастных 90 млрд рублей, которые проблемы не решат: меньше налогов, больше контрафакта. То есть опять потом надо будет лечить этот сектор экономики, для того чтобы вернуть его в нормальное функционирующее состояние», — рассказал в эфире «Русского радио» Алексей Мухин.